Ученые обнаружили ДНК материнства у мышей

Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Способность ухаживать за своим потомством после его рождения считается одной из отличительных особенностей птиц, млекопитающих и также некоторых рептилий и рыб. Забота о будущем своих отпрысков помогает животным лучше сохранять и распространять гены, а также экономить ресурсы, вынашивая или высиживая меньшее число детенышей.

Группа ученых под руководством Дональда Пфаффа из университета Рокфеллеров в Нью-Йорке (США) обнаружила в клетках мозга мышей особый генетический «выключатель», повреждение которого приводит к полной блокировке материнского инстинкта. Авторы статьи изучали так называемую преоптическую зону в гипоталамусе — части мозга, отвечающей за работу многих функций организма, в том числе дыхания, пищеварения и гормональной системы. В свою очередь, преоптическая область связывается с инстинктами продолжения рода и заботы о потомстве.

Пфафф и его коллеги следили за работой различных нервных клеток в мозге лабораторных мышей. Биологов интересовали те нейроны, на поверхности которых находились особые белковые рецепторы, захватывающие и считывающие молекулы женского гормона эстрогена. Как правило, беременность и выращивание детенышей сопровождается повышением концентрации эстрогена в крови у самок всех видов млекопитающих. Руководствуясь этой идеей, ученые предположили, что нервные клетки с рецепторами эстрогена могут быть напрямую связаны с работой материнского инстинкта.

Биологи проверили эту гипотезу, отключив один из самых распространенных рецепторов эстрогена — ER-альфа — в клетках преоптической области гипоталамуса. Для этого ученые собрали ретро-вирус, который заставлял нейроны гипоталамуса синтезировать короткие молекулы РНК, блокировавшие считывание гена ER-альфа. Исследователи ввели этот вирус в кровь нескольких мышей, недавно родивших потомство, и проследили за изменениями в их поведении. Блокировка генов ER-альфа привела к тому, что новоиспеченные матери просто бросили своих детей.