Ученые заставили самок дрозофил вести себя по-мужски

Ученые научились модифицировать мозг мух-дрозофил таким образом, что самки стали вести себя как самцы. Выяснилось, что, воздействуя световыми импульсами на определенную группу клеток мозга, можно контролировать сексуальное поведение мух: заставлять самцов завлекательно жужжать, или петь «песни ухаживания», а самок — вести себя по-мужски.

Результаты исследования, опубликованные в журнале Cell, предполагают, что схема работы мозга самцов и самок дрозофил в целом одинакова.

«У многих видов животных, чтобы произвести впечатление на самок, самцы вынуждены следовать довольно сложным ритуалам ухаживания, — говорит один из авторов исследования профессор Геро Мисенбек из Оксфордского университета. — Так происходит даже у крошечных мух дрозофил».

Чтобы привлечь самку, самцы дрозофил производят особый едва слышный звук.

Ученые выявили около 2 тысяч клеток мозга, которые отвечают за брачное поведение. При этом большинство этих нейронов присутствуют и в мозге самок.

Несмотря на то, что нейронная структура мозга самцов и самок оказалась примерно одинаковой, вели они себя по-разному: «Только самцы исполняют «песню ухаживания», а женщины откликаются на нее, — говорит Мисенбек. — И большой вопрос: почему?»

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, группу дрозофил поместили в маленькую «музыкальную студию».

После работы над генами подопытных мух ученым удалось добиться того, что световой импульс активировал нужную группу нейронов.

К радости ученых, «петь» начинали не только самцы. Характерные вибрации одного крылышка были зафиксированы и у самок.

Тест Сирано де Бержерака

На следующей стадии эксперимента исследователи попытались выяснить, насколько соблазнительной окажется песня ухаживания в исполнении самок. Этот опыт назвали тестом Сирано де Бержерака.

В «студию» поместили двух дрозофил: самца и самку. При этом, у самца не было крыльев и, следовательно, он не мог производить никаких звуков.

После этого паре поставили сделанные заранее записи брачных песен в исполнении самцов и самок.

Искусственно воспроизведенные «песни» самцов оказались вполне эффективными, рассказал Мисенбек Би-би-си, тогда как записи брачных песен в исполнении самок не привлекали внимание насекомых.

«Когда мы проанализировали «песни», то обнаружили кое-какие различия между исполнением самцов и самок, — говорит Мисенбек. — Высота тона была немного не та, ритм чуть отличался, и вообще, вся песня была не так хороша».

Следующий вопрос, на который собираются ответить ученые, почему в нормальных условиях именно самцы исполняют песню ухаживания, если самки тоже способны на это. И возможно ли обнаружить переключатели сексуального поведения мух?